Рынок труда в середине 2023 года: никто не виноват, но что делать? Анализ данных, тренды и прогнозы от hh.ru
«На рынке труда нет людей! Где их искать?» — пожалуй, самый частый вопрос, которым задаются сегодня компании вне зависимости от региона, масштаба и отрасли. Глубоко погружаемся в текущую ситуацию вместе Натальей Даниной — главным экспертом hh.ru по рынку труда, руководителем направления клиентской эффективности, чтобы помочь бизнесу в непростые времена.
Вводные: аналитика, данные опросов, прогнозы
Сегодня про рынок труда важно понимать три вещи. Первая — ситуация, правда, сложная, потому что в одно время сошлись сразу несколько неблагоприятных факторов. Вторая — демографическое состояние не улучшится как минимум в ближайшие 7 лет. Третья — о том, что происходит, должны знать заказчики (топ-менеджмент, линейные руководители, тимлиды), чтобы вместе с HR-функцией преодолевать проблему дефицита человеческих ресурсов. Причём с бизнесом необходимо говорить на его языке, используя цифры, факты и обращаясь к разным источникам информации. С этого и начнём.
Уровень дефицита кадров достиг максимальных значений за всю историю наблюдений — hh.индекс по итогам июня 2023 года опустился до 3,1 пункта. Эксперты рынка труда признают: проблема пока не достигла национального масштаба, но о ней говорят на самом высоком уровне. На последнем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) президент России отметил, что сегодня в России рекордно низкая безработица, чем можно, безусловно, по праву гордиться, однако у этого достижения есть и обратная сторона медали — это трудности, связанные с подбором сотрудников, дефицитом кадров.
С одной стороны, даже в условиях целого ряда ограничений российская экономика продолжает развиваться. По информации из о кредитно-денежной политике от 11 мая 2023 года Центрального банка России, индикаторы бизнес-климата демонстрируют рост. Наблюдается восстановление потребительской активности после спада в декабре прошлого года. Положительная динамика зафиксирована во всех крупных категориях: розничной торговле, платных услугах, общепите и других.
Как это сказывается на рынке труда? Бизнес растёт и развивается, переориентируется на новые рынки, занимает доступные ниши, а значит — компаниям нужны люди. Однако свободных рук на рынке труда нет. Выход — перекупать специалистов. 59% работодателей в качестве решения проблемы дефицита кадров видят рост ФОТ. Это данные опроса hh.ru.
Ситуацию с зарплатной гонкой подтверждают и результаты другого опроса hh.ru. Чуть больше половины работодателей отметили — в течение 2023 года заработные платы в компаниях подрастут. Об увеличении численности сотрудников заявили 60% респондентов.
Агрегируем данные из трёх источников: Банка России, Росстата и hh.ru — и получаем жёсткий рынок труда, именно это определение используют аналитики.
Ожидать изменений к лучшему пока не приходится. Рынок труда становится всё более напряжённым. В мае текущего года количество вакансий увеличилось на 76% по сравнению с началом 2021 года. Число резюме за этот же период выросло всего на 15%. После незначительного подъёма в марте — скорее сезонного явления — соискательская активность пошла на спад. Разрыв между ожиданиями работодателей и предложением от кандидатов прогрессирует.
Уровень дефицита кадров можно определять по hh.индексу, он показывает соотношение числа активных резюме и открытых вакансий. Начиная с 2021 года минимальное значение было зафиксировано в июне 2021 года — 3,7 пункта. В мае 2023 года hh.индекс опустился до 3,6, в июне — до 3,1 пункта. Эксперты рынка труда прогнозируют, что ситуация может ухудшиться, поскольку лето не самое популярное время для смены и поиска работы.
Что примечательно, основной спрос на кандидатов сосредоточен в нескольких профессиональных группах: рабочий персонал, производство, сервисное обслуживание (37%), продажи, обслуживание клиентов, розничная торговля (33,5%), строительство и недвижимость (14,7%). Получается, работодатели из разных отраслей фактически конкурируют за одних и тех же людей на рынке труда. Для сравнения: на вакансии ИТ-специалистов приходится всего 6%, маркетологов — 3%.
Как следствие, показатели hh.индекса очень разнятся в зависимости от профессиональной сферы. Например, число вакансий для топ-менеджеров, специалистов в области инвестиций, консалтинга, стратегического управления, а также для представителей сферы искусства, развлечений, массмедиа невелико, отсюда и высокий уровень конкуренции среди соискателей из этих профессиональных групп — от 15,8 до 17,6 пункта. И совсем другая картина наблюдается в медицине, фармацевтике, розничной торговле, производстве, а также по ролям синих воротничков, где спрос в разы превышает предложение.
Со сложностями в подборе сталкиваются работодатели из всех российских регионов. Особенно тяжело привлекать кандидатов, судя по уровню hh.индекса, в Центральном федеральном округе без Москвы и Московской области, Уральском и Дальневосточном федеральных округах. Чуть лучше обстоят дела с наймом в Москве и Санкт-Петербурге.
Как показывает практика HR-рекрутеров, сильно усложнился подбор производственного и рабочего персонала, линейных функциональных руководителей, специалистов, связанных с продажами, логистикой, транспортом и доставкой.
Согласно опроса hh.ru и компании «Яков и Партнёры», средний срок привлечения кандидатов увеличился в 1,5 раза вне зависимости от размера компании. Почти каждый третий рекрутер закрывает позицию в среднем за 2–3 месяца. А 13% тратят на подбор от 3 до 6 месяцев, хотя раньше этот показатель был куда меньше — 5%.
Риски и действия со стороны бизнеса
Кадровый голод — проблема масштабов не одной конкретной компании, а страны в целом. Возникает своего рода цепная реакция. Удлиняются сроки подбора, а следовательно, растёт стоимость. Бизнес не получает выручку из-за простоя рабочего места, под удар попадает реализация стратегии компании и KPI по операционным и финансовым показателям.
Всё это связано не с тем, что конкретный HR-специалист медленно работает, а с невозможностью обеспечить имеющийся на рынке спрос на персонал. Однако даже в этой ситуации можно найти выход и помогать компании расти и развиваться.
Что может сделать бизнес уже сегодня?
Улучшать качество работы с людьми на всех уровнях — от СЕО до линейных руководителей, менять отношение топ-менеджмента и руководителей к человеческому капиталу компании. Эту стратегию можно описать как Up or Out: либо компания растёт, благодаря заботе о людях, либо теряет эффективность и, возможно, даже покидает рынок.
Разумеется, это непростые системные и глубинные изменения, которые требуют смены парадигм мышления и образа действий у топ-менеджмента. Бизнес приходит к ним с разной скоростью. Но тот факт, что эта тема звучит в актуальной повестке самых крупных компаний, формирующих уникальные части экономики России, — это хороший знак для рынка труда.
Что делать HR-менеджерам — конкретные рекомендации
Помимо честного и открытого разговора с бизнесом, пережить «тёмные времена» HR-специалистам помогут подбор без предубеждений, дополнительный поиск источников для найма и повышение эффективности работы HR-функции. Разберём в деталях.
Проблем и вызовов у HR-функции сегодня хватает, но именно в руках HR-специалистов сосредоточено большое количество технологий, знаний, навыков, используя которые, можно легче преодолеть кризис. «Будут люди — будет бизнес».
↩ К другим статьям